вторник, 4 сентября 2012 г.

7. ДЕНЬ В ЛИМЕ, ПЕРУ

На следующий день после утренней чашки крепкого и ароматного перуанского кофе, к которому в "Гран Боливаре" традиционно подают  сладкие крендельки замысловатой конфигурации - их выпекают тут же, прямо в гостинице - я отправилась прогуляться по центру Лимы при свете дня. 
Когда я вот так прогуливалась, то по ходу дела попался какой-то музей. Я забрела в него... а что остается делать, если уж по дороге попался: раз попался значит, придется посетить. 
Пока я рассматривала экспонаты сменной экспозиции, посвященной перуанскому писателю Варгасу Льосе, со мной разговорился посетитель музея. Работал он в расположенном неподалеку государственном департаменте по сбору налогов, и был у него как раз обеденный перерыв. Поэтому он от сбора налогов на время отвлекся и посвятил свободный час осмотру  близлежащего музея. Когда мы с осмотром закончили, он говорит:
- А давайте я Вас отведу в университетский садик - он тут совсем неподалеку. Садик красивый, и архитектура университета тоже интересная. Колониальная. Этот университет Сан Марко - он самый первый в Латинской Америке. В середине шестнадцатого века основан. Пойдемте. Вам точно будет интересно. 
         Сказано — сделано. Минут через десять мы уже подошли к садику, осмотрели его и пошли осматривать сам университет: он открыт для всех посетителей, нужно только  на входе оставить документ, подтверждающий личность. Прошли под сводами арок и вдоль колонн; они  по периметру обрамляют квадратный внутренний дворик, выложенный гладкими каменными плитами. В его центре находится непременный круглый  фонтан, тоже каменный — в наши дни предсказуемо неработающий. Вокруг него растут сочные зеленые растения — с распушившимися и яркими бантами тропических цветов. Красными, желтыми и оранжевыми.
         Но там еще находились и скульптуры. Прямо скажем, своим видом они могли запросто потрясти неподготовленное воображение невзначай забредшего посетителя: металлические, темные, поблескивающие, угловатые, явно замыслившие что-то недоброе.  

      Может быть, вырвались на свободу из чьего-то сна? В этом случае сон был беспокойным. Или на территорию университета как привет из прошлого прорвался авангард, составленный из легиона темных сил, которые притаились в нашем будущем?
Своим присутствием передовой отряд, по-хозяйски расположившийся в университетском садике, ясно говорил: не так прочен ваш ностальгический мир прошлого - мир гармонии и баланса - если в него можем прорваться мы. И уж не сомневайтесь: будет ваш мир таким же, как и наш. Безрадостным, гнетущим, серым и пустынным.  

      Словом, в выверенные и гармоничные пропорции арок, колонн и этажей эти скульптуры вносили бередящий ум и душу диссонанс. Казалось, стоило посетителю на мгновение зазеваться, как монстры выйдут из притворного оцепенения и  цапнут незадачливого посетителя исподтишка — кто чем сможет до него дотянуться: кто острыми когтями, кто острыми зубами. А кто не дотянется, тот просто завоет - накроет посетителя звуковой волной и полностью его дезориентирует во времени и пространстве. Тридцать градусов и частота в два с половиной килогерца.
          Так что мы не стали надолго задерживаться перед  картинами будущего, что заполнено этой серой смутой, а пошли по арочному проходу вперед и неожиданно оказались перед радушно раскрытыми высокими дверями: старыми, но тщательно и любовно отремонтированными. Они так и говорили: мы вас поджидаем...  на вид - мы просто двери, а на самом деле - врата, ведущие в альтернативную реальность... не ошибитесь с выбором... вам сюда! 
       И действительно, нога так и тянулась переступить через невысокий деревянный порог, чтобы оставить пугающие тени механического мира позади. Отчего-то было ясно: стоит только войти внутрь, как сразу натянется купол волшебного пространства и попадешь в другое состояния ума, совершенно отличное от того, что останется за дверями, снаружи.
         Мы так и поступили - и с облегчением зашли в высокий и сумеречный зал. Он освещен несколькими лампами, висящими высоко под темным потолком, а  к стенам приделаны небольшие светильники: круглое и мягкое пятно их света аккуратно падает на размещенные под ними экспонаты. 
В зале как-то по-особенному тихо и тепло, и от этого на душе сразу становится по-домашнему спокойно и уютно.
        Огляделись... ну да... похоже, попали на сменную экспозицию. Судя по чистоте зала, по недавно натертому паркету и по неуловимой свежести самих экспонатов и фотографий – открылась она буквально на днях.
       Следующие несколько секунд мой мозг отфильтровывал поступающую из внешнего мира информацию как навязчивую галлюцинацию. Потому что, как вы думаете, чему была посвящена экспозиция? Да? Уже догадались? 
Каким-то странным и в то же время закономерным образом мы пришли на выставку, посвященную аяуаске.

Картинка с выставки...
        Полутемный зал казался совсем пустым; только мы вдвоем с моим спутником тихо переговаривались между собой, рассматривали висевшие на стенах фотографии и рисунки растений, используемых шаманами для проведения церемоний, читали сопроводительные тексты, останавливались возле необычных и завораживающих своей цветовой гаммой картин, созданных индейцами-художниками: что они увидели во время церемонии, то  на холст и перенесли
      Так прошло минут пять, как вдруг рядом с нами как бы из ниоткуда материализовался третий посетитель, о присутствии которого мы до этого момента и не догадывались. Но на самом деле он вышел из физического пространства, расположенного в центре зала. Оно огорожено с трех сторон стендами таким образом, что походило на закрученную в спираль ракушку - и кто там находился внутри, нам снаружи не видно. Закончив с осмотром всех расположенные внутри экспонатов, третий посетитель из этой ракушки выбрался и тут же присоединился к нам и к нашей беседе. 

      Вскоре мы уже знали, что он - коренной житель Лимы, и с сельвой его вроде бы ничего по жизни и не связывало, за исключением того, что в прошлом году он поехал туда специально на церемонию аяуаски. Чем, собственно, и объясняется его сегодняшний интерес к этой выставке. 

      Услышав, что я собираюсь на аяуаску в Икитос, он тут же поделился своими соображениями по этому поводу:
- Если принимать аяуаску, то  лучше не в самом Икитосе.  Лучше хотя бы немного от Икитоса отъехать. Там в деревнях еще можно найти нормального шамана.
- Нормального – это какого? – не преминула уточнить я.
- Нормального – это значит некоммерческого, - пояснил он недогадливым. - А то в самом Икитосе аяуаска уже превратилась в настоящий бизнес. Сплошная коммерция, да и только.
Quod erat demonstrandum – как говорила наша школьная учительница математики. Что и требовалось доказать. Угу... вот вам и обратная сторона хотспота.
- Я в прошлом году ездил в одну такую деревню. В сорока пяти минутах хода на моторной лодке от Икитоса, вниз по Амазонке, - продолжил присоединившийся к нам товарищ. -  Деревня совсем маленькая. В ней всего-то несколько семей и живет, но все равно свой шаман у них есть. Вот, например, к нему можно обратиться.
Правда, как поселение это называется, он сказать не смог. Забыл. Тогда он напрягся, слегка закатил глаза вверх и это, видно, ему здорово помогло, потому что в результате он вспомнил — у него даже вздох облегчения вырвался — что неподалеку от этой деревни есть гостиница: там можно будет узнать название деревни. 

Только вот незадача: название гостиницы он тоже сказать не мог. Запамятовал. В этот раз, как он ни старался, как ни двигал глазами по сторонам, как он их ни щурил, название гостиницы на поверхность память не всплывало никак. От этого он даже немного сник. Я уже собиралась поблагодарить его и с ним распрощаться, как его вдруг снова осенило.
- Да ведь у меня есть фотография этой гостиницы! - воскликнул он. – Я там сфотографировался на память. На фотографии как раз можно будет прочитать название гостиницы.
Все это выглядело как в настоящей русской сказке: пойди туда, не знаю куда, но зато именно там ты найдешь именно то, что ищешь. Само собой, при условии, что в отличие от народного героя,  искавшему "то, не знаю, что" -  предмет поисков нашему соискателю уже известен a priori. 
 И действительно, в тот же вечер он прислал мне эту фотографию. «Санчикуй лодж», прочла я на ней диковинное название. Чудесно. Значит, можно считать, что и до деревни с тем некоммерческим и аутентичным шаманов было уже рукой подать.

... и эта тоже
Да, вот так все оно и было. Тут нужно только в заключение одну вещь  отметить - для полноты картины и ее ясности. А то Вы невзначай можете подумать, что эти все три встречи произошли потому, что я страшно общительная. Но нет, совсем не так. 

        Коммуникативность в число моих достоинств — или недостатков — совсем не входит. А особенно когда путешествую, это стремление уклониться от общения обостряется сверх меры; бывает, целыми неделями не разговариваю вообще ни с кем, за исключением «добрый день» и «добрый вечер» в рисепшн гостиницы, или «как пройти туда?» или «доехать сюда?» на улице. И еще, конечно, за исключением скайпа - но его виртуальную реальность в расчет в данном случае мы принимать не будем. Так что приписывать эти знакомства каким-то моим сознательным усилиям или моему  характеру, распахнутому навстречу большому и широкому миру, оснований не было никаких. 
Значит, просто совпадения... такие себе синхронистичности... – решила я. - А что ж тут такого... Меня в Перу привела аяуаска, вот про нее информацию провидение и передает - самым простым и доступным способом. В смысле, ему — просто, а мне — доступно. Да еще как оно оперативно заработало: не откладывая дело в долгий ящик, в первые же двадцать четыре часа, проведенных в Перу, сообщило мне нужные адреса и явки.

      Это мне напомнило одну давнюю передачу. Ее участники должны были прибыть в окончательный пункт назначения, но куда именно - они заранее не знали: их маршрут был поделен на сегменты, и пункт назначения последующего сегмента можно было узнать, только прибыв в предыдущий пункт назначения.
Я, понятное дело, тут же догадалась: не иначе как провидение, наконец, выбралось из окопов и принялось действовать, выстраивая для меня настоящую эстафету. А то до этого, вооружившись биноклем и притворившись сторонним наблюдателем, оно там прочно засело и безучастно следило за мной со стороны. Так теперь мало того, что выбралось, теперь оно еще вдобавок решило блеснуть своей лучшей демократической стороной, предоставляя мне — типа — право выбора насчет дальнейших перемещений. Хочешь - отправляйся к инновационному французу, - говорило оно. - Не хочешь инноваций — тогда двигай к традиционному сельскому шаману. Выбор за тобой, не сомневайся.
Поэтому случившимся трем встречам я решила совсем не удивляться. Ну... просто вот человек оказывается там и тогда, где и когда его ждут другие люди с определенной информацией. Что же тут такого необычного... ну так вот сложилось... само собой... почему бы и нет? Хотя, как теперь принято говорить, сам по себе складывается только ножик. У всего остального есть механизм.
Правда, из-за некоторых технических сложностей, а главное, из-за богатства выбора, который захлестнул меня в Икитосе — от которого глаза так и разбежались по сторонам – инструкции, полученные  из центра управления полетами, были по большей части проигнорированы. Хотя, может быть, и напрасно. Как теперь знать...

                              следующий пост 13 сентября 2012

Пространство аяуаски глазами художника-адепта