среда, 3 апреля 2013 г.

35. ШПАЛЫ, РЕЛЬСЫ И ГОРИЗОНТ


Путешествие длиной в один год по Индии и юго-восточной Азии заканчивалось; как дамоклов меч надо мной висело возвращение в Канаду. Пограничные состояния – переход от одного образа жизни к принципиально другому - часто сопровождаются повышенной тревожностью. По приезде в Торонто многое нужно было сделать быстро и правильно, и при этом мало что находилось в моей власти. Найти работу, найти жилье... и еще много всего другого. Пару недель каждый вечер перед сном я просила, чтобы мне послали сон, который бы указал, что мне делать дальше: может быть, и вообще в Канаду не стоило возвращаться – нетрудно попросить же, чтобы сон послали... Однако все было безрезультатно. Но... но в последнюю ночь, как раз накануне моего утреннего рейса в Торонто – хотите верьте-хотите нет – я действительно увидела сон. Необычный: яркий, в красках, с мельчайшими деталями – а кроме этого, он весь светился радостью. Таким я помню  его и сегодня, пять лет спустя.

Передо мной уходят вдаль отполированные до блеска рельсы – их стальной и гладкий блеск говорит о том, что железнодорожная колея на редкость востребованная, хотя в данный момент никаких поездов не видно, даже косвенных признаков их наличия – и тех нет. Никаких там мазутных пятен или выброшенных в окон пластиковых пакетов – рельсы и шпалы стерильно чистые и новые. Они легкого серого цвета, отчего все вокруг них и над ними тоже кажется легким, чистым и очень дружелюбным – а кроме этого, свободным. Вообще, вокруг много воздуха и света; никаких перистых или кучеватых облаков на небе, только вот само небо - неожиданно беловатого цвета,  оно как бы укутано мягкой тканью. Но если сказать про ткань, то может возникнуть ощущение чего-то неживого, а небо, за исключением его цвета, совсем обычное. Хотя, если обратить внимание, в нем можно заметить и другую странность – в этом небе почему-то нет  солнца, хотя время приближается к полудню. Но и облаков, за которым оно могло бы спрятаться, ведь их тоже нет... это, конечно, странно.

Я нахожусь внутри сна и сначала смотрю на горизонт, а потом что-то происходит, и я уже лечу над рельсами - невысоко и небыстро – туда, где сверкающие рельсы и беловатое небо сходятся. Материального тела, наверное, нет, по крайней мере, я его не вижу и не ощущаю, зато откуда-то точно знаю, что такой полет – это состояние, присущее мне изначально. Горизонт, кажется, находится совсем недалеко, а вместе с тем он оказывается недосягаем: словно кто-то в невидимом пространстве, расположившимся за чертой горизонта, безустанно разматывает и разматывает передо мной бесконечный рулон этой необычной ковровой дорожки, которая сложена из блестящих рельс. Так мы синхронно движемся вперед, в будущее: отсвечивающие в свете дня рельсы, а вслед за ними и я.

Скорость полета можно отследить, если посмотреть вправо: там, далеко внизу, простираются бесконечные джунгли – у них нет начала, у них нет конца. Глядя вниз, я вижу плотную зелень деревьев – это прямо-таки многотомный рекламный каталог с нескончаемыми вариантами зеленого цвета и их оттенков, все они к тому же разной плотности, гладкости и глубины. Разной высоты и деревья подо мной – из-за этого джунгли сверху кажутся толстым и пушистым ковром.  

Чтобы увидеть джунгли именно в этом ракурсе, надо было оказаться над ними в воздухе, но сам  рельсовый путь в воздухе не висел, а проходил по узкой полоске земли-насыпи, которая естественным (по крайней мере, казалось, что естественным) образом обрывалась по обеим сторонам рельс в ничто: там были только прозрачный воздух и пространство. Ни рельсы впереди меня, ни джунгли справа не кончались, и казалось, что полет будет длиться всегда. Вечно.

Проснувшись на следующий день утром, я подумала, что, похоже, меня услышали. Задумываться над вопросом «кто?» было бесполезно. Более перспективным был вопрос: как этот сон можно использовать в качестве практического руководства к действию? Если в просмотренном сне фигурировали джунгли, то что логично предположить? Что как раз надо в джунгли и двигать. Ну ничего себе... не помню даже, чтобы я джунгли вот так на картинке видела – так это все от меня было далеко и вообще никаким боком не заходило в сферу моих интересов. Может быть, я в Канаду особо и не хочу возвращаться, но что я джунглях-то забыла? Я была совершенно озадачена этим сном.

Можно было применить и расширенное толкование – правда, оно подспудно сложилось позже, только к сегодняшнему дню. Пять лет назад я вообще в нулевой фазе находилась: про аяуаску не слышала нигде и никогда.

В расширенном толковании было два варианта. Оба начинались с того, что двигать в джунгли все-таки придется, но в первом варианте «двигать» говорилось в том смысле, что от меня требуются целенаправленные действия – именно они и приведут меня в сельву. Второй вариант был с уклоном в laisse faire – в смысле, что делать вообще ничего не надо. Потому как сон с таким же успехом мог вещать, что все уже подсчитано, размерено, взвешено, и как бы я там ни трепыхалась, все равно попаду к аяуаске в гости. Типа как принудительное ориентирование на местности для тех, кто полагает, что безграничная свобода выбора и впрямь существует. Если существует, то ведь для нее нужна независимая система координат – а где она? Кто ее видел?

Раньше в книге примерно в этом же месте была глава про осу – ту, что меня укусила в джунглях во время нашего пешего перехода к лесному домика Вилсона – и в связи с этой осой – про синхронистичности, но мы ее при редактировании убрали, чтобы не задерживать ход повествования. Для интересующихся могу сделать ее кратенькое изложение.

Итак... Ни у кого не вызывает сомнений, что в нашем мире прочно прописалась причинно-следственная связь, так ведь? Но откуда она берется? Где ее источник? Из какой первопричины она вырастает? Вот ведь вопрос... получается, что ПСС (это я так для быстроты причинно-следственные связи называю) – это только часть картины, потому что, кроме нее, должна действовать еще какая-то другая могущественная сила. (Вы скажете, что, да, и, знаете ли, даже не она одна действует... Согласна. Но обратите внимание на то, что я предлагаю к рассмотрению модель, а модель по определению – позволю себе напомнить – предполагает упрощение сложной реальности с тем, чтобы было проще отследить основные черты этой реальности. Итак, продолжу... ).

С ПСС эта сила, вроде бы, и не связана и живет своей как бы параллельной жизнью. А почему мы говорим об этой силе? Потому что замечаем ее. Не можем не замечать. Задумываемся даже – как вообще совпадения-синхронистичности возможны? Какая их статистическая вероятность? Даже и без расчетов видно: она близка к нулю. Но придумать вразумительное объяснение вне рамок метафизического контекста сложно. И потом, когда слишком много случайных совпадений, случайности сами становятся законом. Но каким?

Если мысль не поленится и совершит еще один рывок, то появится предположение о наличии некоего Генерального Плана. По-английски он называется очень конкретно и четко: Master Plan, если перевести буквально, то выходит: план мастера, план хозяина. Вот... вот... план – это что? Это ведь прежде всего организованная и структурированная информация. Кто же ее организовал? Кто план составил? И какая роль в нем отводится каждому индивидууму? Вам и мне, например?

А те, кто не задумывается - они пусть новую Люси и связующее звено в эволюционном процессе продолжают искать. Это я про то звено, которое научно докажет всем желающим, что человек прямоходящий эволюционировал от обезьяны, которая до этого передвигалась на четырех конечностях. На этих четырех обезьяне удобно передвигаться, а на двух – нет. Но она почему-то взяла и стала ходить так, чтобы ей было именно мучительно неудобно...

Но возвращаясь ко сну: наверняка были и другие возможные его толкование – кто бы спорил – только эти два мне были ближе всего. Хочу заметить, что за прошедшие пять лет я об этом сне вроде бы и забыла, потому что было не вполне понятно, какие из него сделать выводы в практическом плане.

Но вот... месяц тому назад я стала читать одну книгу. «Ананасная вода для прекрасной дамы» называется – если Вам интересно, что это за книга. В ней говорилось – в метафорическом плане, конечно – про поезд, про машиниста, про рельсы и шпалы. И тут ба-бах! Вздрогнув, я вспомнила про сон пятилетней давности. И снова: ба-бах! Дальше я вспомнила про видение во время второй церемонии аяуаски. Потом полыхнуло ярким светом короткое замыкание - сон и видение спаялись в двуединую картину. Такая себе картина-диптих получилась. Если обе ее части сложить вместе, лицевой стороной наружу, то через получившуюся рамку можно посмотреть на свет и увидеть общие черты.

Что их скрепляет? Движение. Полет – не просто полет – а физическое, совершенно явственное ощущение полета вслед за отступающим горизонтом и разворачивающимся  пространством. А еще - невероятная легкость бытия, возникающая из легкости полета... Кроме этого, при желании в этом диптихе можно даже ведическую формулу усмотреть: сат-чит-ананда... в ней - бесконечное устремление человека к вечности-знанию-блаженству. Вот она, ананда, из-за которой и состоялась моя встреча с аяуаской.

Про свой сон я все эти годы не забывала, но в то же время и не помнила про него активно; он вроде бы постоянно и присутствовал, но был скрыт какой-то непрозрачной завесой. Как такое может быть?  Однако хотя я его вроде бы особенно и не помнила, но в путешествиях по  Латинской Америке, или когда смотрела фильмы про джунгли, меня что-то встряхивало изнутри, и тогда – а на всякий случай – я принималась тщательно вглядываться в пейзажи – не мелькнет ли где картина из моего сна? Туда, значит, и ехать надо...

Часто бывает, что post hoc, когда связь между событиями установлена, она кажется очевидной. Как сейчас, например. Похоже, что на самом деле я не туда смотрела. Надо было искать не пейзаж за окном автобуса или в кадрах кинофильмов - нет, если это путешествие внутреннее - о чем я и говорила в начале книги - то и сон, скорее всего, будет относиться не столько ко внешним ориентирам, сколько к тонкому измерению реальности.

Конечно, любое из истолкований держится на ощущении – какое вообще может быть объективное доказательство истинности ощущения и сна? Разве только в свете синхронистичностей... но все равно возникнет вопрос: ощущение-инсайт приходит извне или же его природа исключительно биохимическая? Если задуматься над вторым вопросом дальше, то непременно захочется спросить: а эту биохимическую реакцию генерирует что? У Вас на это есть готовый ответ?